Ашока (санск. अशोक, IAST: Aśoka, «[аарышкы чок] төрүттүнген») — бистиң эрага чедир 273 чылдан тура 232 чылга дээр Маурь баштаңчызы. Хөй-ле дайыннар соонда Ашока Мурнуу Азияның хөй кезиин болгаш амгы Афганистандан тура Бенгалияга чедир болгаш мурнуу чүкче Майсурага чедир эжелеп алган.

Ашока

санск. अशोक
пали असोक
санск. Ashōka
пали Aśōka

Портрет
Төрүттүнген хүнү 304 б. э. ч.
Мөчээн хүнү 232 б. э. ч.
Чурт
Ашаа азы кадайы Тишьяракша[d], Каурваки[d], Махарани Деви[d], Рани Падмавати[d] биле Асандхимитра[d]

Ашоканың бир дугаарында билдингири сарыг-шажың чүдүлгениң эң улуг сайзырадыкчызы. Амгы үениң шинчилекчилери-биле алырга өске баштаңчыларга бодаарга, Ашока сарыг-шажың чүдүлге делегей чүдүлгезинче чоокшулаткан

Буддийский прозелитизм при Ашоке

Взаимоотношения буддистов с представителями других религий в этот период резко осложнились. Определённые трудности возникали и среди самих буддистов: источники рассказывают о столкновении последователей разных буддийских школ. В связи с этим император внимательно следил за целостностью буддийской общины. Он издаёт специальный указ о борьбе против раскольников — монахов и монахинь, которые подрывали единство сангхи. По указу их следовало изгнать из общины. Вместе с тем Ашока рекомендует буддийским монахам пристально изучать буддийские тексты и называет ряд буддийских канонических сочинений, посвящённых преимущественно дисциплинарным вопросам. Согласно буддийской традиции, в период правления Ашоки в Паталипутре состоялся Третий буддийский собор.

Ашока империясы

Империяның салым-хуузу

эдер

Если верить поздним буддистским писаниям, к концу своего правления царь Ашока, преподнося щедрые дары в пользу буддийской общины для процветания учения Будды, разорил государственную казну. В этот период внук Ашоки — Сампади (Самирати, Сампрати) стал наследником престола. Царские сановники сообщили ему о чрезмерных дарах императора и потребовали их немедленно отменить. По приказу Сампади распоряжения Ашоки о пожалованиях буддийской общине не выполнялись. Фактически власть сосредоточилась в руках Сампади. Ашока, как рассказывают источники, с горечью должен был признать, что его приказы стали лишь мёртвой буквой, а он лишился царства и власти, хотя формально и оставался царём.

В заговоре против царя, как повествуют буддистские предания, принимала участие и царица Тишьяракшита, тоже противница буддизма. Показательно, что в одном из самых поздних эдиктов приказ отдаётся не от имени Ашоки, как ранее, а от имени царицы. Приказ касался различных даров, то есть того острого вопроса, который, судя по буддийским текстам, формально и привёл к конфликту царя с его окружением. Можно предполагать, что совпадения эпиграфического свидетельства и данных буддийской традиции далеко не случайны. Они отражают реальную картину последних лет царствования Ашоки.

Его наследникам уже, очевидно, не удалось сохранить единство империи. На основании источников можно предполагать, что империя распалась на две части — восточную с центром в Паталипутре и западную с центром в Таксиле. Свидетельства источников о прямых наследниках Ашоки разноречивы, но есть основания полагать, что в Паталипутре царём стал Сампади, или Дашаратха, которого некоторые пураны считают сыном и преемником Ашоки. Подобно Ашоке, Дашаратха носил титул «милый богам» и оказывал покровительство адживикам, о чём свидетельствуют его эдикты о дарении им пещер.

Салгал

эдер
 
Бтр дугаар ступа

После смерти Ашоки империя Мауриев постепенно пришла в упадок и пала в 180 году до н. э. вследствие заговора. Всего за несколько столетий браминам удалось стереть память о первом объединителе Индии, собравшем под своим скипетром больше индийских земель, чем кто-либо до начала колонизации полуострова англичанами. В какой-то степени его постигла судьба Эхнатона. Враждебность браминов имеет объяснение: в своих эдиктах Ашока игнорировал кастовую систему и запрещал традиционные для индуизма жертвоприношения; вся его идеология была направлена на подрыв позиций брахманизма. Вновь вписал эту фигуру в историю англичанин Джеймс Принсеп, расшифровавший в 1837 году эдикты на колоннах и установивший авторство Ашоки.

В современных индийских учебниках великий правитель упоминается лишь мимоходом, хотя Джавахарлал Неру настоял на том, чтобы на гербе Индии было изображено навершие колонны Ашоки в Сарнатхе. Лучше сохранили память о нём буддистские страны. Монархи Китая, Цейлона и Камбоджи, исповедовавшие буддизм, считали Ашоку своим образцом. В буддистской традиции он рассматривается как идеал благочестивого монарха, построивший первые ступы и учредивший паломничества к святыням Будды.

См. также

эдер
  • Надписи Ашоки
  • Монастырь Ашоки

Демдеглелдер

эдер

Литература

эдер